Казахстан, база "Завидово": новое направление.

• Описание
  • Об авторе
Новое направление! Фантастическая природа и впечатляющая рыбалка в Казахстане в дельте реки Или.

В первую очередь я задумал озаглавить свой очерк так, чтобы было понятно, для чего я отправился в Казахстан - а именно за змееголовом. Но сейчас понимаю, что название должно быть более ёмким, так как ограничиться рыбалкой на «змея» в Казахстане просто невозможно и абсолютно неправильно.

Все началось примерно два года назад, когда я заметил в социальных сетях несколько публикаций о рыбалке на змееголова. Я давно знал, что эта рыба существует, что ловят её чаще с поверхности, считал ее очень интересной и красивой, но поехать на рыбалку именно за «змеем» желания не возникало - уж слишком экзотичным мне казалось такое путешествие. Узнав, что змееголова уже довольно давно и удачно ловят в Приморском крае, появился первый мотив для того, чтобы посетить Владивосток, ведь я давно хотел это сделать. Затем я познакомился с одним из гостей нашей рыболовной базы на Аландских островах. Владимир долго, в красках, рассказывал о своей поездке в Казахстан, о фантастической рыбалке на сома, судака и жереха, а также о змееголове, которого там видимо-невидимо. Далее я повстречался с одним увлечённым рыболовом по имени Сергей, и, общаясь с ним о Норвегии, выяснилось, что он из Казахстана и о местной рыбалке знает все. Наконец, когда мне позвонил третий знакомый по имени Игорь и сказал, что владелец рыболовной базы «Завидово» в Казахстане хочет пообщаться на счёт сотрудничества, я понял, что рыбалке на змееголова быть, причем в самое ближайшее время!
Перелопатив гору информации о змееголове, просмотрев сервис YouTube просто до дыр в экране, я пытался понять, как эту рыбу ловят в регионах от Тайланда до Казахстана, ведь сразу было понятно, что не все так просто. Пришлось и заметно потратиться на снасти - закупить различные имитации лягушек и кучу других мелочей, большая часть которых не пригодилась, как обычно.
Путешествие началось. Я вылетел из Санкт-Петербурга, а когда самолёт приземлился в Алма-Ате, произошло то, что бывает совсем не часто. Глядя на здание аэровокзала на фоне заснеженных горных хребтов, я понял, что уже хочу вернуться. Чем дальше я шел по коридору к получению багажа, тем приятнее и как-то спокойнее становилось на душе. Ощущение было близким к тому, когда прилетаешь в родной город после долгой командировки. Одновременно все так незнакомо и интересно. По привычке всматриваюсь в лица людей, а они такие добрые и спокойные. Не ощущается никакой суеты, напряжения, проблем, все окутано аурой невидимого баланса. Меня это сразу располагает и настраивает на абсолютный покой, даже если не все складывается так, как я это представлял ранее.
На выходе меня встретил с табличкой водитель по имени Бахытжан. Он сразу произвёл впечатление интеллигентного человека. Поздоровавшись со мной тихим голосом, мы прошли к автомобилю, а точнее прокачанному вездеходу MITSUBISHI DELIKA. Семиместная машина была под завязку загружена продуктами, включая багажник на крыше. Но больше всего меня поразили несколько мешков лука на крыше! Далее мне было предложено шампанское, чай и различная еда, чтобы я не скучал в дороге, а скучать не приходилось. Прибыл я на рассвете, улицы города свободны от транспорта, пение птиц такое, что заглушает двигатель нашего вездехода! На юге виднеются красивейшие горы, а мы медленно, но верно выбираемся из столицы в направлении озера Балхаш, которое расположено примерно в 350 км к северу.
Вдоль дороги ещё краснеют маковые луга, которые не успели отцвести, пасётся скот, и все это на фоне практически полного отсутствия населённых пунктов, не считая маленьких деревенек.
По мере продвижения к цели стали появляться стада верблюдов, растительность изменилась, кое-где просвечивали песчаные барханы, а солнце грело очень уверенно. В низинах небольших речушек, которые встретились по пути, все было совсем иначе. Это настоящие оазисы с пышной растительностью, цветущим саксаулом и ощутимой прохладой в тени.
Мобильная связь по дороге на базу работает очень слабо, при этом Билайн лучше всего. Проехав около пятидесяти километров от столицы, я забыл не только о 4G и 3G, но и мобильной сети в принципе. Иногда все же удавалось установить соединение, и если там было 2G, это начинало по-настоящему радовать. Качество дорожного покрытия в северном направлении от столицы, мягко говоря, не очень, а чем дальше, тем стремительнее оно заканчивается, превращаясь в абсолютное бездорожье среди барханов и зарослей камыша. Вскоре дорога заметно преобразилась, старый асфальт принял волнообразную форму, покосился, провалился во многих местах, а после одного из поворотов вовсе закончился.
Поднялись густые клубы пыли, среди камышовых лабиринтов дорога превратилась в сафари по пересечённой местности, в которой наш водитель умудрялся ориентироваться.
Именно в этом месте мы встретили не менее двух десятков различных автомобилей, у которых была одна общая особенность - это серьёзная подготовка к  экстремальному бездорожью, иначе застрять можно надолго! К примеру, на обратном пути у нас просто порвалось одно колесо, и от него остались одни лохмотья. Если бы не запаска прямо на диске, я бы точно задержался в прекрасном Казахстане как минимум на день. Многие путешественники во избежание таких случаев возят с собой по два запасных колеса!
Наконец мы добрались до узкой протоки в местечке Караузяк, где нас ждал быстроходный катер, который и доставил меня на базу.
«Завидово» расположено так, что сюда можно добраться либо по воде, либо по воздуху. По сути, на острове, образованном протокой Иир и озером Балхаш, необитаемые места, по крайней мере, если смотреть на карту. Однако ни одна карта не покажет того, что мне предстояло увидеть!
Полчаса – и я на базе. С воды все выглядит очень солидно. Длинный пирс с шестиметровыми плоскодонными катерами  Wolf Craft 600, массивные коттеджи-срубы, здание с гостиничными номерами и кафе, хозяйственные постройки. Выйдя из катера, меня встретили сотрудники базы с напитками, это добрая традиция в «Завидово».
Ровно через несколько минут ко мне подошёл главный гид Владимир и предложил быстро перекусить, собраться, и пока не село солнце, выйти на воду, чтобы не терять такой тихий вечер. Так и сделали. Поискав «змея», решили сместиться на ямку и половить судака. Скажу так: через час ловить было уже не очень интересно, судак брал очень уверенно, иногда через заброс. Периодически попадались небольшие берши. Всего за час только мне удалось поймать более двадцати судаков.
На следующий день был запланирован поход за долгожданным змееголовом. По мнению всех гидов в этом году и в Казахстане затяжная и довольно холодная весна, которая не позволила прогреться воде, как следует. Это означает, что найти хитрого «змея» не так просто, но возможно. Все утро до обеда мы путешествовали по лабиринтам проток и озёр. Я был просто поражён чистотой воды, обилием растительности, количеством водоплавающей фауны. Нас то и дело сопровождали огромные белые пеликаны, во всех озёрах мы видели стаи сазанов, жерехов и белых амуров. Создавалось впечатление, что здешние места кишат рыбой.
Мы нашли один хорошо прогретый залив, в котором буйствовали змееголовы. На маленьком пятачке, тотально заросшем водорослями, то там, то здесь выходили на поверхность зубастые змееголовы. Но поймать их было крайне не просто. Они почти не реагировали на лягушек, самых ходовых приманок на «змеев». Лишь иногда были неуверенно атаки и выходы. А что творилось в камышах! Казалось, что там их сотни, но забросить туда было просто не реально. Поимка этой рыбы осложняется ещё и тем, что в момент неуверенной поклевки хищник прижимает имитацию лягушки, медленно разворачивается и начинает осторожно «заедать» резиновую приманку. Нервы часто не выдерживают. Я открываю катушку, отдаю шнур так, чтобы приманка была съедена беспрепятственно, хотя это происходит не всегда. Подсечку нужно делать тогда, когда шнур хорошо натянется. При это сила подсечки такова, что если бы на месте змееголова была к примеру щука, ей бы точно оторвало голову! Именно поэтому для такой рыбалки используются мощнейшие удилища и соответствующие шнуры, 6-8 РЕ по японской классификации. Всего я сделал около десятка пустых подсечек, а поймал только одного змееголова, от чего был просто счастлив. Давно я не был так заинтригован азартной рыбалкой!
Могу сказать, что заснуть после такого количества адреналина крайне сложно. По мнению Владимира, змееголов только что отнерестился. Сейчас он сосредоточен в камышах и занимается охраной своего потомства, редко выходя на кормёжку. Для стабильных поимок нужно искать заросшие участки с прогретой водой, а главное угадать время, когда он выходит питаться. Важным условием успешной рыбалки является абсолютный штиль! Чем тише и теплее, тем лучше. Что же, будем искать, рыба есть, и не мало, осталось ее просто перехитрить! Вечером начал подниматься ветер, исключающий рыбалку на змееголова, поэтому мы переключились на судака, который продолжал клевать бесперебойно. К ночи ветер усилился, я расстроился, ведь утром хотелось пойти в новые места и поискать змееголова там.
Однако, около 10 утра случилось чудо, и ветер полностью стих. Мы сразу же помчали за «змеем»! Проверив несколько заливов, активности хищника мы не обнаружили. На самом деле понять, есть ли рядом «змей», не сложно. Задержавшись в перспективном месте, он либо выйдет на поверхность, чтобы подышать, либо просто испугается лодки, обнаружив себя.  А там, где есть один, можно найти целую стаю. Продолжая прочесывать береговую линию одного из озер, мы заметили выход немаленькой рыбы. И тут я ощутил то, зачем сюда ехал. Аккуратный заброс среди камышей, медленная проводка, имитирующая плывущую лягушку, в метре за приманкой вырастает волна и мощный щелчок. Лягушка просто исчезает в пасти змееголова. У меня не было времени думать, я сразу понял, что приманка глубоко в пасти, поэтому подсек что есть силы. Рыба взмыла в воздух, выпрыгнув в сторону примерно на метр, и устремилась в заросли подводной растительности. Я думал, что у меня довольно мощная снасть и фрикцион затянут как следует, но оказалось, что змееголов о нем не слышал. На моё счастье, удалось просто выдрать рыбину в чистый участок и побороться у самой лодки. Рыба не сдается до последнего, устраивая представление прямо у борта лодки, окатывая нас брызгами воды с головы до ног. Я давно привык брать большинство рыбы под жабры, и тут решил поступить так же. В случае со «змеем» это довольно удобно, но, в отличие от других рыб, держать нужно очень крепко!
Я ощутил, что действительно счастлив. Несколько лет назад, когда мы охотились за крупной альбулой на Карибских мелководьях, после поимки у меня тряслись колени так же, как и сейчас! Когда ты не только ловишь, а по-настоящему охотишься, видишь, думаешь, стараешься вложить смысл в каждое движение приманки, а в итоге получаешь результат, это ощущение сложно описать с помощью текста… Сделав ещё несколько неудачных подсечек, я не был огорчён, ведь нужно время и практика. Ветер стал постепенно подниматься, и мы решили ехать на обед. Проезжая длинную глубокую яму, мой гид говорит: А давай сома быстренько поймаем? Я думал, это шутка, и  так же просто сказал «давай». Он тут же подаёт мне удилище с приманкой на жереха, я делаю несколько забросов под камыш и ловлю маленького жерешка. Владимир готовит снасть для ловли квоком, насаживает только что пойманного жерешка, и мы начинаем медленно сплавляться по течению.
– Вода потеплела, и на джиг ты вряд ли сомика поймаешь, – говорит Владимир. И десяти минут не прошло, как произошла мощная поклёвка. Я, конечно, её прозевал - сома квоком не ловлю, но раз уж приехал, а гид так уверен в том, что сейчас клюнет повторно, у меня не было шансов отказаться. Проходит ещё пятнадцать минут, опять поклевка, но тут я подсек, как следует. Сразу стало понятно, что сом не маленький, но и не рекорд. Очень активное сопротивление, я бы даже сказал неожиданно резкие спурты. Гид мгновенно заводит мотор и отходит на середину протоки, а через несколько минут рыбина длиной 160 см у нас в лодке. Сразу сообщение на базу, а еще через десять минут Игорь, владелец базы, подходит к нам и сообщает, что поймал сома длиной около 210 см, в котором не менее 55 кг. В общем, на поимку сомов ушло около часа, при том, что мы вообще не планировали этого.
– А вот теперь  можно пообедать, – предложил Владимир. Через 20 минут я уже сидел за столом.
Повара приготовили волшебный лагман, а на вечер обещали бешбармак, которого я ещё не пробовал! В «Завидово» полноценная ресторанная кухня, в которой работает несколько поваров, включая кондитера.
После обеда решили половить жереха, а вечером продолжить искать змееголова. По пути случайно обнаружили очень закрытую от ветра заводь. Владимир предложил попробовать, сделать по паре забросов, и тут началось. В этой заводи я насчитал не менее десяти змееголовов, которые активно показывали себя и регулярно клевали. Вот тут-то мы и оторвались, а я увидел, как может клевать «змей», когда он активен! Вечер удался. На следующий день, вместе с Игорем мы решили уйти на «дальний кордон» в реку Нарын. Солнечное утро, богатая роса, абсолютный штиль. Через час мы были на месте. Нарын выглядел как царство змееголова, судя по густоте подводной растительности, однако найти его удалось не сразу. Пройдя несколько километров по реке, мы вышли на спокойное ответвление, где было несколько поклёвок и выходов змееголова. Поймав одного некрупного, я увидел выход очень достойного экземпляра и сделал очень точный заброс. Несколько дней тренировок, позволяли спокойно отправлять лягушку на расстояние 35-40 м, точно в цель. Поклёвка последовала почти сразу с громким хлопком. Вот это монстр - подумал я. Несколько секунд борьбы, рыба выходит на поверхность, и я вижу, что это маленький сомик. Я даже расстроился. Мгновение назад я думал, что лягушку съел огромный «змей», который сейчас будет красоваться на фото, но не тут-то было. Это рыбалка, иногда она преподносит такие сюрпризы.
Сделав фото на память, мы решили сместиться, но на горизонте появилась массивная туча, из-под которой начал дуть довольно сильный ветер. Через полчаса порывы достигли штормовых. Резко похолодало минимум на 10 градусов, и мы оказались в ловушке. Обратно не дойти, так как львиная доля пути проходит через открытые озера и Балхаш, а волна поднялась такая, что нам пришлось спрятаться в зарослях камыша и ждать. Через пару часов стало понятно, что этот ветер ослабнет не скоро, а я рискую не успеть на обратный самолёт, ведь вечером нужно было отправляться в дорогу до Алма-Аты и лететь в Санкт-Петербург. Не без экстремальных приключений мы все же добрались до базы и отправились в аэропорт.
Чувство того, что я не доловил, а только стал вникать в специфику ловли змееголова, не покидает меня до сих пор. Пишу и думаю, когда же в следующий раз я отправлюсь в Казахстан. Щуки, окуни и судаки в один момент перестали интересовать меня в принципе, желание охотиться на змееголова овладело мною целиком.
Очень приятно порадовала база «Завидово»! Комфортное размещение, очень внимательное обслуживание, великолепная еда и профессиональный подход к рыбалке, безусловно, делают эту базу лидером в Казахстане. Я вернусь, обязательно вернусь в самое ближайшее время!

Для ловли змееголова я использовал:

Удилище: GAMAKATSU LUXXE ATS5 B76H
Катушка: DAIWA Ryoga Shrapnel C3000HL
Шнур: Varivas Big One 4PE
Приманки: SMITH Glossa Magnum 17

К стати я очень рекомендую использовать специальный разжиматель пасти Glossa Metalli CDX от SMITH. У змееголова мощнейшие челюсти, которые без специального приспособления иногда просто не разжать. Для того, что бы аккуратно снять рыбу с крючка  и не повредить мягкую приманку лучше всего использовать этот инструмент.
Удилище есть смысл использовать ещё мощнее. Змееголов очень силен и стремительно уходит в заросли водорослей, откуда вывести его не так просто.